• пн-пт: 9.00-18.00
    сб: 10.00-15.00
    вс: выходной
  • Перезвонить мне
15.07.2012

Нарушения слуха у детей

Формирование слуха у человека происходит еще в утробе матери. Звуки, поступающие к плоду извне, помогают ему формировать начальные представления об окружающем мире. Он способен слышать голоса близких, навсегда запечатлевает в своей памяти голос матери. Когда маленький человечек рождается, слуховой анализатор по-прежнему остается для него одним из основных орудий познания мира. Слух помогает ребенку ориентироваться в пространстве, избегать опасности, узнавать близких, воспринимать и перенимать речь, постепенно учиться говорить.

К сожалению, сегодня в среднем один ребенок из 1000 рождается с тем или иным нарушением слуха. Еще 2–3 ребенка из 1000 теряют слух в первые два года жизни. Причины потери слуха у детей могут быть самыми разными, но среди основных врожденных факторов — наследственность, травмы во время родов, инфекционные заболевания во время беременности, пристрастие матери к алкоголю или курению.

К приобретенным нарушениям слуха у детей зачастую приводят воспалительные заболевания среднего уха (отиты). Другие болезни, способные осложняться нарушением слуха — ОРЗ, грипп, коклюш, менингит. Частой причиной тугоухостиу детей становится воздействие шока или резкого громкого звука (например, взрыва пиротехники).

Крайне вредным для детского слуха является длительное воздействие сильного шума. Для здорового развития ребенка уровень шума не должен превышать допустимого уровня. Задача родителей -прикладывать максимум усилий к тому, чтобы оградить детей от таких воздействий. Постарайтесь исключить присутствие ребенка на концертах современной музыки и на дискотеках, не допускайте его на строительные площадки, в места работы тяжелой техники.

Важно помнить, что длительное пребывание ребенка перед телевизоромопасноне только для зрения, но и для детского слуха. Для детей постарше дополнительную угрозу представляет также увлечение компьютерными играми.

Еще один фактор риска — звучащие игрушки. По данным исследований, онииздают шум до 118 дБ, что может нанести существенный вред здоровью уже после одной минуты их использования.

Ребенок, испытывающий проблемы со слухом, развивается медленнее своих сверстников, так как средства познания мира для него ограниченны. Не умея пока отличать звуки речи от постороннего шума, он медленнее овладевает речью. Если коррекцией нарушения слуха не заниматься, проблема будет с возрастом усугубляться. Особые трудности слабослышащие дети испытывают в школе: проблема со слухом делает почти не реальным обучение в обычном режиме. Даже если затруднение с восприятием звуков не очень выражено, оно неизменно сказывается на поведении и эмоциональном состоянии ребенка, который становится менее восприимчивым и общительным. В дальнейшем такой ребенок может столкнуться с серьезными трудностями в общении и в овладении знаниями. А ведь у этой проблемы есть решение! Исследования показывают, что при раннем (с 6 месяцев) начале протезирования слуховыми аппаратами речевое развитие слабослышащего ребенка не отличается от развития здорового ребенка. Даже в случаях тяжелых потерь слуха, когда аппарат не позволяет добиться удовлетворительной компенсации слуха, можно найти выход в виде имплантации.

Однако проблема заключается еще и в том, что очень часто родители даже не догадываются о наличии проблем со слухом у ихребенка. Проведенные в Москве исследования показали, что у 7% обследованных детей есть снижение слуха, о котором не подозревали ни они, ни их родители. Эту статистику нельзя не признать тревожной. И потому всем родителям следует максимально внимательно отнестись к проблеме сохранения здорового слуха у ребенка. Важно проверить слух как можно раньше, желательно в младенческом возрасте. При сегодняшнем развитии науки и медицинской техники нарушение слуха можно диагностировать уже у новорожденного. С этой целью в некоторых родильных домах проводится аудиологический скриннинг новорожденных. Правда, пока такая практика не распространена повсеместно. Более того, далеко не во всех детских консультациях уделяется должное внимание состоянию ЛОР-органов. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность, постоянно наблюдая за состоянием слуха своего ребенка.

Вас должно насторожить, если ребенок:

  • не поворачивает голову в сторону голоса или погремушки (с 4 месяцев);
  • не гулит (в возрасте 2–4 месяцев);
  • не реагирует на громкие резкие звуки (в возрасте 1,5–6 месяцев);
  • не лепечет простые слова (в возрасте 6–12 месяцев).

В более старшем возрасте ваше внимание должно привлечь, если ребенок:

  • слушает невнимательно;
  • не обращает внимания на громкие звуки;
  • плохо, неразборчиво говорит или совсем не говорит;
  • старается подойти ближе к источнику звука, прибавить громкость.

Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из перечисленных признаков, следует как можно скорее проконсультироваться со специалистом (врачом-сурдологом), чтобы выяснить, действительно ли имеет место снижение слуха. Старайтесь получить от врача как можно больше информации о состоянии слуха вашего ребенка, не стесняйтесь задавать вопросы о его диагнозе и прогнозе заболевания.

Если окажется, чтоу вашего ребенка действительно снижен слух, не падайте духом. В наши дни с помощью слухового аппарата практически любая степень тугоухости у детей может быть скомпенсирована.

Специально для детей производители обычно предлагаютслуховые аппараты заушного типа (BTE) ярких цветов и малых размеров. Заушные аппараты более надежны в использовании, ребенку проще надеть и снять их самостоятельно. Дети старшего возраста, в отличие от дошкольников, обычно стесняются носить слуховой аппарат. Поэтому им, напротив, предлагаются незаметные и миниатюрные модели телесного цвета. Физиологические особенности детского организма таковы, что слуховой аппарат и ушной вкладыш должны быть идеально подобраны и подогнаны по размеру и форме уха. Аппарат не должен вызывать у ребенка ни малейшего дискомфорта, что с учетом особой чувствительности детской кожи нелегко. Важно учитывать и то, что ребенок постоянно растет, поэтому до 12 лет внутриушной вкладыш следует менять не реже, чем раз в год.

Привыкание ребенка к ношению слухового аппарата — долгий и непростой процесс. По наблюдениям специалистов, полная психологическая адаптация в среднем занимает около трех месяцев. Задача родителей и близких — сделать всё, чтобы это привыкание сгладить, чтобы слуховой аппарат стал неотъемлемой частью жизни ребенка без особых психологических проблем.

Если ваш ребенок страдает нарушением слуха, от вас в первую очередь зависит, насколько успешными будут его развитие и социализация. Слабослышащему ребенку необходимо обеспечить всю возможную моральную поддержку. Надо поощрять и направлять его, помогать ему реализовать творческий потенциал. Однако существенную роль в успешном решении психологических проблем, связанных с тугоухостью у детей, играют не только родители, но и сотрудники специализированных центров реабилитации и социальной адаптации, которые способны оказать психолого-педагогическую помощь. Такие центры помогают ребенку с ограниченными возможностями и его родителям преодолеть психологические затруднения, связанные с адаптацией и социализацией.